история китая купить

КУПИТЬ СО СКИДКОЙ

История Китая. Китай: основные исторические события

Китай обладает очень длинной историей, которую обычно делят на правления династий, начиная с первой династии, о которой сохранилось достаточно сведений – династии Ся. Первую крупную эру в истории страны называют «Имперский Китай», которая началась с Империи Цинь в 221 г.до н.э., императором которой был Цинь Шихуанди. Династия Цинь просуществовала всего пятнадцать лет, до смерти императора. Но во время своего короткого правления, император Цинь провел в Китае много долговременных изменений, включая стандартизацию языка, мер измерений, и денежную систему.

За династией Цинь последовала династия Хань, которая просуществовала с 206 г.до н.э. до 220 г.н.э. Правление этой династии ознаменовалось расширением территории страны, и проведением военных кампаний по захвату Кореи, Вьетнама, Монголии, и Центральной Азии. В этот период был создан Великий шелковый путь. С падением династии Хань Китай был поделен на три государства, и началась Эпоха Троецарствия.

В 580 г.н.э. Китай был объединен под управлением недолговечной династии Суй, после которой последовали династии Тан и Сун. Во время правления этих династий китайская культура процветала. В этот период, в десятом и одиннадцатом веках, благодаря достижениям в области культивирования риса, в Китае появились излишки продовольствия, и население страны быстро удвоилось.

Не имея многих проблем и трудностей выживания, китайская культура начала расти, особенно философия и искусство, и было создано неоконфуцианство. Позднее стала править династия Юань, под руководством Хубилая.

Империя Мин, созданная в 1368 году, и просуществовавшая до 1644 года, ознаменовала еще один золотой век Китая, во время которого была сильная экономика, и было сделано много разработок. Последняя имперская династия Китая, династия Цин, просуществовала до 1912 года, в этот период экспансия Китая достигла Центральной Азии, а также в это время началось строительство обороны против европейского империализма.

В 1800-х годах Китай участвовал в двух Опиумных войнах, сражаясь против Британии, а затем против Франции во второй войне. Первая Опиумная война прошла с 1839 года по 1842 год, вторая – с 1856 года по 1860 год. Хотя главной причиной этих войн была торговля опиумом, они также произошли во многом из-за европейского империализма.

Одним из результатов войны было Восстание тайпинов, которое оказалось одной из самых кровопролитных гражданских войн в истории, в которой было потеряно около 20 миллионов жизней. Эта гражданская война началась в 1851 году, и закончилась в 1862 году, победителем стали войска династии Цин, однако после войны последовало несколько других восстаний. Китайская эмиграция началась в девятнадцатом веке, на почве голода 1876 и 1879 годов, приведшего к множеству смертей. Все эти факторы усугубили снижение численности населения.

1 января 1912 года была основана Китайская Республика, и Имперский Китай перестал существовать. Генерал Юань Шикай стал президентом, но когда в 1915 году он попытался объявить себя Императором Китая, он был вынужден восстановить республику. После его смерти Китай разделился на региональные государства, и был вновь объединен в 1920-х годах Чаном Кайши в так называемом Северном походе. Политические разногласия продолжались, и коммунисты сражались за контроль над ослабевшей Китайской Республикой, что привело к Гражданской войне – третьей крупнейшей войне в истории, после двух мировых войн. Гражданская война в Китае началась в апреле 1927 года, и велась между националистами Гоминьдан, партией власти Китайской Республики, и коммунистической партией Китая. Война разделила Китай на два государства: Китайскую Республику Тайвань, и Китайскую Народной Республику, занявшую основную часть территории страны. Освободительная война, которая была вторым этапом гражданской войны, прошла с 1947 год по 1949 год, и ознаменовала конец гражданской войны, хотя никакого договора о перемирии подписано не было.

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 года Мао Цзэдуном. Китайская Народная Республика утверждает, что контроль над Тайванем принадлежит им, но Китайская Республика Тайвань заявляет свои права на Китайскую Народную Республику. Однако Китайская Народная Республика заняла место Китайской Республики Тайвань в ООН в 1971 году.

Среди самых известных событий в истории Китая за последнее время можно выделить резню на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, которая также известна как «события 4 июня». Демонстрации начались в Пекине 15 апреля 1989 года с большой группы людей (в основном студентов), которые хотели экономических и политических реформ, включая свободу прессы. Было объявлено военное положение, и Народно-освободительная армия Китая разогнала протестующих с применением насилия, количество убитых по разным подсчетам составило от нескольких сотен до нескольких тысяч граждан.

История Китая

Впервые Китай упоминается, как территории, которыми управлял правитель Фу Си, живший ориентировочно в тридцатых-сороковых веках до нашей эры. Согласно древним легендам, он был вдохновлен самими богами на написание книги «Ицзин», священной книги китайского государства, из которой следует, что физическая часть Вселенной возникла благодаря постоянному чередованию инь и его противоположности ян. Но, ни один из исторических источников так и не подтвердил существование каких-либо правителей или династий, которые могли предшествовать династии Шан, правившей начиная с восемнадцатого века до нашей эры.

На смену династии Шан пришли правители династии Чжоу, которые поначалу перенесли столицу в земли, рядом с которыми в наши дни расположен город Сиань. Позднее, ориентировочно в семьсот пятидесятом году до нашей эры, правители были вынуждены покинуть эту столицу из-за участившихся набегов варварских племен и обосноваться неподалеку от нынешнего Ляояна. На заре правления этой династии практически вся власть находилась в руках императора, но с течением времени местные правители смогли организовывать практически независимые самостоятельные государства. Начиная с семьсот семидесятого года до нашей эры, эти государства были вовлечены в длительные междоусобные войны, которые велись несколько столетий. Этот период в истории Китая был прозван временем «Сражающихся царств». В те же годы на Китай начинают все чаще и чаще нападать варвары из северных и северо-восточных земель. Император принимает решение начать постройку громадных стен, способных защитить территорию страны от набегов. В конце своего правления последний представитель династии Чжоу был свергнут принцем Цинь.

Став императором, Цинь Ши-Хуан-ди основал новую династию в двести двадцать первом году до нашей эры. Он стал одним из самых прославленных императоров за всю историю Китая и так же известен тем, что объединил китайскую империю в единое государство. После его смерти вновь развернулась война за престол, который, в итоге, занял Лю Бан, ставший основателем династии Хань. Эта династия прославилась в первую очередь тем, что за время ее правления территория Китая заметно расширилась.

После того, как династия Хань пала, в борьбу за императорский трон вступили три царства – Шу, Вэй и У. Через несколько лет в погоне за престол участвовало уже девятнадцать провинций. В шестом веке до нашей эры власть захватил основатель династии Суй, приложивший огромные усилия, чтобы вновь объединить империю. Он также известен, как император, приказавший начать работу над Великим каналом, соединяющим низовья Янцзы и среднее течение реки Хуанхэ.

После того, как династия Суй пала, к власти пришла династия Тан, в эпоху которой страна достигла небывалого расцвета. В этот период объединенный Китай стал самой могущественной державой в мире и представлял собой основную силу на территории Восточной Азии. Население столицы империи, Сианя, в тот момент превосходило миллион человек. Небывалое развитие получила классическая живопись, музыка, опера и танец, выпускалось огромное количество фарфоровых изделий (был изобретен белый полупрозрачный фарфор). Буддизм и конфуцианство доминировали в обществе, а астрономия и география развивались семимильными шагами.

Во второй половине девятого века соседние народы постоянно вторгались на территорию Китая. Внутри страны – также не было спокойно – в различных провинциях то и дело вспыхивали восстания. В начале десятого столетия династия прекратила существовать, и место императора поочередно занимали представители пяти других династий.

Именно в это неспокойное для державы время был изобретен первый печатный станок и стали внедряться первые бумажные деньги.

В начале тринадцатого столетия в земли Китая вторгся со своим войском Чингисхан и захватил обширные территории к северу от реки Хуанхэ. В конце тринадцатого столетия прекратила существовать династия Сун. Это произошло после того, как Хубилай покорил все китайские земли и провозгласил себя императором. Во времена правления монгольской династии Юань столица была перенесена в город Ханбалык, который является современным Пекином. Это был первый случай за всю историю Китая, когда державой управляли не китайские правители, а само государство являлось частью обширной империи, которая простиралась от Персии до Европы и достигала сибирских степей на своих северных границах. Постоянное давление со стороны «чужестранцев», а также захват самых плодородных земель монгольской знатью, привели к масштабному «восстанию красных повязок», которое началось в середине четырнадцатого столетия. После смерти своего лидера, Хубилая, монгольское государство начало рассыпаться на глазах, а на торговых путях вновь показались разбойники.

Спустя небольшой отрезок времени монголы были окончательно изгнаны за пределы Китая, а к власти пришла династия Мин, выбравшая столицей сначала Нанкин, а затем переехавшая в Пекин. Это время в истории Китая известно, как годы активного развития архитектуры, выращивания новых культур в сельском хозяйстве, а так же время снаряжения на Шри-Ланку, Яву и даже в сторону Персидского залива крупных морских экспедиций.

Вторым иноземным народом, захватившим китайские земли, стали маньчжуры. Но они так быстро приспособились к культуре страны, что уже через некоторое время мало кто из них говорил на своем родном языке. Во время первых ста пятидесяти лет под властью маньчжуров Китай значительно расширил свои внешние границы и процветал изнутри.

Но с начала девятнадцатого столетия все больше европейских кораблей оказывалось у побережья Китая, а царская Россия отвоевала Сибирь. Ближе к середине девятнадцатого века Англия захватит власть над Шанхаем и Нанкином. Пять портов станут открытыми для торговли с Европой. В то же время английские войска оккупировали Гонконг. Китайским торговцам пришлось продавать опиум, чтобы хоть как-то поддержать торговлю. Очередной угрозой для маньчжурского двора стало восстание тайпинов в середине девятнадцатого столетия. Они захватили огромные территории страны и объявили своей столицей Нанкин. В то время, как восставшие начали пытаться захватить Пекин, французы и англичане стали со своей стороны давить на императора. В результате целого ряда политических ходов, было подписано «Пекинское соглашение», по которому для иностранцев были открыты дополнительные порты, им были гарантированы экстерриториальные права, а также они получали целый ряд небольших привилегий со стороны маньчжурских властей. Войска союзников и маньчжурская армия подавили восстание тайпинов и вернули контроль над Нанкином, но в результате новой войны с Японией в конце девятнадцатого века, были потеряны Пескадорские острова, Тайвань и Корея.

В одна тысяча девятисотом году в Пекин вторглись так называемые «боксеры», или «Общество справедливых кулаков», которыми был атакован квартал, населенный иностранцами. Подобные выступления китайских революционеров привели к падению династии Цин. В Нанкине было создано правительство революционеров, и вскоре Сунь Ятсенбьш был провозглашен первым президентом Китая. В том же двенадцатом году прошлого столетия генерал Юань Шикай вынуждает маньчжуров окончательно отречься от престола. Китай был провозглашен конституционной республикой, а столицей нового государства окончательно становится Пекин. Сунь Ятсен формирует в это время партию гоминьдан, но Юань Шикай объявляет ее вне закона и пытается занять место императора, но неудачно. После его смерти японские войска воспользовались шаткой ситуацией внутри Китая и захватили провинцию Шаньдун. Власть в Китае немногим позже была окончательно захвачена Японией.

В одна тысяча девятьсот семнадцатом году Китай вступает в Первую Мировую войну с целью вернуть себе утраченные в последние годы провинции, но во время проведения Версальской мирной конференции претензии китайцев отклонили.

В июле двадцать первого года прошлого столетия была организована Коммунистическая партия Китая, а одним из ее лидеров становится Мао Цзэдун. Три года спустя гоминьдан под руководством Сунь Ятсена был переформирован, согласно требованиям советского правительства. Немногим позже при поддержке революционеров Советского Союза в Китае была организована революционная армия. После того, как Сунь Ятсен умер, в стране началась настоящая гражданская война. Во внутренний конфликт Китая снова вмешалась японская армия, в тридцать третьем году захватившая Маньчжурию.

В тридцать пятом году прошлого века лидером Коммунистической партии стал Мао Цзэдун. Японские войска продолжали свое вторжение на территорию Китая и к тридцать восьмому году контролировали практически все восточные провинции страны. Лишь в сорок пятом году, после того, как японские войска были разгромлены в Тихом океане, капитуляцию подписали и главнокомандующие японской армией в Китае.

Но борьба за власть внутри страны продолжалась все в той же жесткой кровопролитной форме. Войска гоминьдана поддерживали американцы, в то время как на сторону коммунистов пришел Советский Союз.

Первого октября одна тысяча девятьсот сорок девятого года Мао Цзэдуном было озвучено решение об образовании Китайской Народной республики. Начиная с того времени, происходит постепенное возрождение Китая, которому всячески способствуют советско-китайские отношения (даже был подписан пакт о советско-китайской дружбе). На территорию страны часто приезжали советские специалисты, а также СССР помогал новому партнеру различным промышленным оборудованием.

В пятидесятом году Китай вступает в Корейскую войну. В это же время внутри страны проводится целый ряд мероприятий, направленный на развитие различных отраслей экономики и сельского хозяйства. На территории страны была проведена земельная реформа, которая стала копией мероприятий, проведенных в Советском Союзе.

Но в шестидесятых годах начался разрыв отношений двух держав и СССР стал отзывать своих специалистов и прекратил программы помощи Китаю. Поднебесная была вынуждена снова перестраиваться. В это же время Китай был вынужден начать войну с Индией. Два года спустя в Китае впервые был произведен взрыв атомной бомбы.

В шестьдесят шестом году на территории Китая началось массовое движение хунвэйбинов. Усмирить это восстание удалось лишь два года спустя, и Мао Цзэдун вновь возглавил державу. В следующем году на реке Уссури произошли вооруженные столкновения между пограничными войсками СССР и Китая. В семьдесят первом году один из соратников Мао Линь Бяо хотел совершить военный переворот, но его не поддержала армия, и он был убит при попытке бежать из страны на границе с Монголией.

В семьдесят втором году страну посетит американский президент Ричард Никсон. Целью его визита стало подписание нескольких важных бумаг, среди которых коммюнике, по которому штаты признавали право Китая на земли Тайваня, как неотъемлемой части страны.

Летом семьдесят шестого года территория Китая существенно пострадала от сильнейшего землетрясения на территории Тяньшаня, расположенного недалеко от Пекина. Во время землетрясения погибло более двухсот сорока тысяч человек.

В сентябре того же года умер Мао Цзэдун. Его на многих постах сменил Дэн Сяопин, который продолжил политику вождя с небольшими поправками.

В последние десятилетия в стране наблюдался огромный прирост в развитии самых разнообразных отраслей промышленности, начиная от добычи полезных ископаемых и заканчивая производством ультрасовременных чипов для электроники. Развивается давно ставшее традиционным для жителей Китая и сельское хозяйство. Курс национальной валюты – юаня – уже более пятнадцати лет является довольно стабильным. Страна продолжает привлекать инвесторов из-за рубежа, к примеру, из Японии и США, и развиваться огромными темпами.

История Китая: Учебник

Меликсетов А.В.

В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги — известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ.
Для студентов, изучающих всемирную историю, а также для всех интересующихся историей Китая.

В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги — известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ.
Для студентов, изучающих… Развернуть

У чебная литература-это всегда тяжко, особенно историческая. Обилие терминов, событий, дат, имен — все это рано или поздно смешивается и превращается в малоприятную на вид кашу. А написать учебник по всей истории Китая — это не просто объять необъятное, это засунуть необъятное в спичечный коробок и надеяться, что не рванет. Поэтому тут надо либо хорошо, либо никак.

Н у да давайте по порядку.
Материала очень много, все довольно хорошо структурировано и разбито на параграфы. Всё.
На этом плюсы заканчиваются. Если вы хоть немного себя любите и не замечаете в себе склонности к мазохизму — просто поищите другую книгу. Читать этот опус невозможно, через каждую страницу приходится продираться. Такое чувство, что авторы ставили своей целью не дать студентам более-менее полное представление о китайской истории, а похвастаться тем, как много они знают длинных слов и как мастерски они составляют из них малопонятные предложения длиной в абзац.

Э х, лучше один раз увидеть

Учитывая все сказанное, заметим, что даже те признанные специалисты, такие, как К. Кун, например, которые считаются сторонниками аутентичного процесса генезиса монголоидов на территории Китая, вынуждены признать, что о чистоте линий не может идти речи и что в процессе мутаций, которые способствовали трансформации досапиентного монголоида в сапиентный тип шандиндунца, был «кто-то еще», кто «вмешался» в этот процесс со стороны, т.е. из числа сапиентных людей, прибывших в Китай извне.
Если учесть, что гипотетическая внешняя примесь европеоидов в Шан была в любом случае крайне небольшой и никак не может в этом плане быть сопоставлена, скажем, с ариями, которые прибывали в бассейн Ганга многочисленными волнами и к тому же хорошо защищали свой расовый тип варно-кастовыми брачными запретами, то есть основания предположить, что многочисленные мигранты сравнительно быстро и безболезненно были ассимилированы без остатка, причем об этом не сохранилось даже воспоминаний (это было связано с феноменом исторической амнезии шанцев, о котором будет идти речь чуть ниже).

И одно дело — несколько раз натолкнуться на подобные перлы. Другое — понять, что вся книга и есть один огромный, непонятный и сложный для восприятия абзац. Сухо, грубо, скучно. Ну ведь даже книги такой направленности можно написать интересно. А от этого чтива хотелось спать уже через несколько минут. Особенно удивительно понимать, что один из авторов этого безобразия — Л.С. Васильев, чьи книги об истории Китая и Востока в целом являются чуть ли не священным писанием у студентов-китаистов. Кстати, автором вышеприведенных цитат является именно он. Мне кажется, его заставили. Или он болел.

А вот история XIX и XX века описана вполне неплохо. Собственно, она занимает две трети книги. Поэтому вопрос о том, зачем вообще нужно было пытаться впихивать сюда древность и средние века, остается открытым.

Учебная литература-это всегда тяжко, особенно историческая. Обилие терминов, событий, дат, имен — все это рано или поздно смешивается и превращается в малоприятную на вид кашу. А написать учебник по всей истории Китая — это не… Развернуть

История китая купить

Глава I. Формирование основ государства и общества в Китае

1. Археология о предыстории Китая

2. Протогосударство Шан

3. Чжоусцы и крушение Шан. Институционализация Чжоу

4. Западное Чжоу: государство и общество

Глава II. Восточное Чжоу: период Чуньцю

1. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.)

2. Социально-политическая структура Китая в VII-VI вв. до н.э.

3. Духовная жизнь Чжоуского Китая

Глава III. Восточное Чжоу: период Чжаньго

1. От Чуньцю к Чжаньго: усиление центростремительных тенденций

2. Конфуций и его учение

3. Моисты, легисты, даосы и иные школы древнекитайской мысли

4. Политическая борьба и поиски путей к объединению Китая

Глава IV. Создание китайской империи династии Цинь и Хань

1. Возникновение и крах империи Цинь

2. Империя Хань. У-ди и его преобразования

3. Династия Xань после У-ди. Реформы Ван Мана

4. Вторая династия Хань (25-220)

Глава V. Китай в эпоху политической раздробленности

1. Период Троецарствия и попытки объединения Китая под властью империи Цзинь (III-IV вв.)

2. Нашествие кочевников на Китай

3. Южные и северные государства (IV-VI вв.)

4. Китайская культура в контексте взаимодействия буддизма, даосизма и конфуцианства

Глава VI. Восстановление и расцвет империи: династии Суй и Тан

1. Правление династии Суй (581-618)

2. Воцарение династии Тан (618-907)

3. Социально-политическая структура Танской империи

4. Внешняя политика Танской империи

5. Города, ремесло, торговля

6. Танская империя в VIII-IXвв.

7. Крестьянская война IX в. и крах династии Тан

8. Культура танской эпохи

Глава VII. Китай в период правления династии Сун

1. Политика первых сунских императоров

2. Положение в деревне

3. Реформаторское движение в 30-80-х гг. XI в.

4. Новые тенденции в развитии экономики XI-XIII вв.

5. Культура в X-XIII вв.

6. Сунское неоконфуцианство (XI-XIII вв.)

7. Нашествие чжурчжэней

Глава VIII. Китай в эпоху правления династии Юань (1271-1368)

1. Завоевание Китая монголами

2. Китай под властью монгольской империи

3. Свержение монгольского ига

Глава IX. Китай в эпоху правления минской династии (1368-1644)

1. Династия Мин: государство и общество

2. Императорская власть и оппозиция

3. Минский Китай и внешний мир

Глава X. Китайская империя в XVII — первой половине XIX в.

1. Падение династии Мин и завоевание Китая маньчжурами

2. Цинская держава в период расцвета (конец XVII-XVIII вв.)

3. Общественный строй Китая накануне вторжения иностранных держав

Глава XI. Включение китайской империи в мировые экономические, политические и духовные связи

1. Первая «опиумная» война

2. Тайпинское восстание

3. Китай и иностранные державы во второй половине XIX в.

4. Политика самоусиления и попытки реформ в Китае во второй половине XIX в.

Глава XII. Назревание революционного кризиса

1. Реформаторское движение и Кан Ювэй

2. Революционное движение и Сунь Ятсен

3. Восстание ихэтуаней

4. «Новая политика» и развитие кризиса империи

5. Подъем революционного движения

Глава XIII. Синьхайская революция и учреждение китайской республики (1911-1918)

1. Победа Синьхайской революции 1911 г.

2. Политическая борьба после победы Синьхайской революции

3. Развитие духовной жизни китайского общества после Синьхайской революции

4. Социально-экономические сдвиги в послесиньхайские годы

Глава XIV. Китай после Первой мировой войны (1918-1927)

1. «Движение 4 мая» 1919 г. и подъем освободительной борьбы

2. Образование коммунистической партии Китая (КПК)

3. Реорганизация Гоминьдана и создание революционной базы в Гуандуне

4. Китай накануне национальной революции 1925-1927 гг.

5. Начальный этап национальной революции (май 1925 г. — июнь 1926 г.)

6. Северный поход НРА (июль 1926 г. — март 1927 г.)

7. Кризис и арьергардные бои национальной революции (апрель-декабрь 1927 г.)

8. Социально-экономические сдвиги в Китае 1918-1927 гг.

Глава XV. Китай в годы «Нанкинского десятилетия» (1928-1937)

1. Становление Гоминьдановской власти

2. Гражданская война под лозунгом Советов

3. Китай накануне Японо-Китайской войны

Глава XVI. Национально-освободительная война китайского народа против японских захватчиков (1937-1945)


1. Начало и основные этапы войны

2. Развитие оккупированной части Китая

3. Развитие гоминьдановских районов

4. КПК и развитие освобожденных районов

5. Заключительный этап войны и ее итоги

Глава XVII. Победа народной революции (1945-1949)

1. Послевоенный политический кризис и начало нового этапа гражданской войны

2. Кризис и развал гоминьдановского режима

3. Развитие гражданской войны

4. Аграрная политика КПК

5. Победа КПК в гражданской войне

Глава XVIII. Китай в 1949-1957 гг.: выбор пути развития

1. Создание новой государственности и начало модернизации Китая

2. Переход Китая к социалистическому строительству

3. Развитие Тайваня в 1949-1957 гг.

Глава XIX. Китай 1957-1976 гг.: попытки реализации маоистской утопии

1. Политика «трех красных знамен»

2. Политическая борьба в КПК и преодоление последствий «Большого скачка» в первой половине 60-х гг.

3. «Культурная революция» (1966-1969)

4. Политическая борьба на завершающем этапе «Культурной революции» (1969-1976)

5. Развитие Тайваня в 1957-1976 гг.

Глава XX. Китай в эпоху реформ (после 1976 г.)

1. Политическая и идеологическая борьба. Переход к политике «Реформ и внешней открытости»

2. «Рыночный социализм» и особенности современной модернизации КНР

А. Меликсетов — История Китая

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «История Китая»

Описание и краткое содержание «История Китая» читать бесплатно онлайн.

И89 Авторы учебника:

Л.С. Васильев — гл. I—IV; З.Г. Лапина — гл. V—VIII; А.В. Меликсетов — гл. XIII—XVIII; § 5 гл. XIX, § 3 гл. XX; А.А. Писарев — гл. IX—XII, XIX (кроме § 5), XX (кроме § 3)

кафедра востоковедения МГИМО МИД РФ; доктор исторических наук, профессор А.А. Бокщанин; доктор исторических наук, профессор A.M. Григорьев

История Китая; Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. 2-e изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 736 с.

В учебнике излагается история Китая с древнейших времен до наших дней. Авторы книги — известные историки-китаеведы, преподаватели кафедры истории Китая ИСАА при МГУ.

Для студентов, изучающих всемирную историю, а также для всех интересующихся историей Китая. УДК 93/99

ББК 63.3(5) Учебное издание ИСТОРИЯ КИТАЯ Под редакцией А.В. Меликсетова Зав. редакцией Г.М. Степаненко. Редакторы Т.М. Ильенко, Л.В. Кутукова.

Переплет художника В.В. Гарбузова. Технический редактор Н.И. Смирнова.

Корректоры Г.А. Ярошевская, В.А. Ветров Изд. лиц. № 040414 от 18.04.97.

Подписано в печать 18.12.01. Формат 60 х 90. Бумага офсетная № 1.

Гарнитура Таймc. Офсетная печать. Усл. печ. л. 46,0. Уч.-изд. л. 47,29.

Тираж 3000 экз. Заказ № 5247. Изд. № 6993

Ордена «Знак Почета» Издательство Московского университета

103009, Москва, Б. Никитская ул., 5/7. Тел.: 229-50-91. Факс: 203-66-71.

Тел.: 939-33-23 (отдел реализации). E-mail: [email protected]

В Издательстве МГУ работает служба «КНИГА — ПОЧТОЙ»

ФГУП «Издательство «Высшая школа»»,

127994, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14. Факс: 200-03-01, 200-06-87.

Отпечатано в полном сотгветствии с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».

143200, г. Можайск ул. Мира, 93. ISBN 5—211—04413—4 © Издательство Московского университета, 2002

Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономическим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетворяется публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики. В настоящее время российское китаеведение — одна из наиболее плодотворно работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам долгой и непрерывной китайской истории. Однако явно не хватает работ обобщающего характера, которые могли бы претендовать на изложение всей истории нашего великого соседа. Между тем потребность в написании таких книг очевидна. «История Китая» — попытка заполнить пустующую нишу. Авторы книги — историки-китаеведы, в течение многих лет работающие над исследованием разных исторических периодов Китая, что и позволило объединить их усилия для достижения поставленной задачи. В этом смысле написание данной книги — определенное историографическое подытоживание предшествующей исследовательской работы ее авторов.

Будучи преподавателями кафедры истории Китая Института стран Азии и Африки при МГУ, в течение десятилетий читавшими и читающими общие и специальные курсы по истории Китая и истории стран Азии и Африки, участвовавшими в написании многих учебных пособий, авторы предлагаемого вниманию читателя издания накопили немалый педагогический опыт, который послужил основательным фундаментом при работе над данной книгой, которая ставит своей целью дать сводное обобщающее изложение всей истории Китая.

Приступая к работе, авторы понимали всю сложность поставленной перед ними задачи. Речь шла о Китае — стране истории, стране непрерывной культурной традиции, в том числе и традиции историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шелковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания.

Это поддерживавшееся государством летописание всегда являлось важной составной частью духовной жизни Китая. Первое и титаническое по характеру обобщение такой повседневной историографической работы принадлежит кисти великого китайского историка Сыма Цяня (выходца из семьи потомственных историографов) на рубеже II—I вв. до н.э. Созданная им книга «Шицзи» («Исторические записки», или «Записки историка») — это огромное по объему и глубокое по мысли сочинение, которое стало своего рода образцом, дидактической моделью для исторических исследований в Китае. В последующие два тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой для создания так называемых династийных историй.

Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными специалистами, стремившимися достаточно объективно изложить исторические события предшествующей династии и подвести читателя к выводам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий далекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории!) препарировали в нужном духе исторический материал. Однако это «переписывание» истории происходило при строгом соблюдении накопленной веками конфуцианской этики и дидактики, нравоучительной заданности: история всегда должна была подтверждать, что небесную санкцию на управление Китаем (Поднебесная империя) может получить только тот, кто обладает наивысшей благодатью-добродетелью дэ. Именно обладание дэ и его потеря лежали в основе закономерности движения династийных циклов. Поэтому история, трактуемая в конфуцианском духе, косвенно доказывала, что люди (прежде всего правители) сами определяют судьбу страны и тем самым творят историю. Небо в этом смысле было лишь регулирующе-контролирующей инстанцией.

Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замещению чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа. История при этом воспринималась как школа жизни, своего рода собрание поучительных рассказов о деяниях правителей и исторических прецедентах. Апеллирование к истории, к прецеденту, к примеру древних было одним из наиболее весомых аргументов в политических спорах имперского Китая. В XIX-XX вв. в обращении к истории, к древности искали себе идейную опору реформаторы, да и революционеры обращались к тому же источнику.

Современная китайская историография генетически восходит, что вполне естественно, к своей национальной историографической традиции. Крутой идеологический поворот, связанный с приходом к власти коммунистов и образованием КНР, не отменил важнейшей особенности китайской историографии — она продолжала оставаться официальным, государственным, партийным делом, важным идеологическим и политическим оружием в руках государственно-партийного руководства. Еще до завоевания власти в апреле 1945 г. VII расширенный пленум ЦК КПК (шестого созыва) после серьезного обсуждения принял «Решение по некоторым вопросам истории нашей партии», в котором давалась маоистская версия развития КПК и всего освободительного движения китайского народа. Этот партийный документ на многие годы определил развитие историографии нового Китая. На историческом переломе от утопического коммунизма Мао Цзэдуна к прагматической политике рыночного социализма Дэн Сяопина в июне 1981 г. VI пленум ЦК КПК (одиннадцатого созыва) принял «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР», в котором во многом по-новому были осмыслены пути развития китайской революции. Вместе с тем начавшееся с конца 70-х гг. постепенное обновление всей духовной жизни страны сказалось и на современной китайской историографии — в научный оборот вводятся новые источники, складывается критический подход к исследованию некоторых исторических сюжетов, возникают плодотворные различия в трактовке исторического процесса.

Авторы с большим уважением и вниманием относятся к достижениям китайской историографии, стремясь в полной мере использовать их при написании данной книги. Однако при всем этом мы остаемся российскими историками, стремящимися с наших современных позиций понять и истолковать китайскую историю.

История Китая

Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.

Следует понимать, что изучение такой временной протяженности сопряжено с сильной асимметрией в количестве источников исторических сведений, в то время как относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что поздняя эпоха активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии:

  • Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н.э.)
  • Имперский Китай (Цинь — Цин)
  • Новый Китай (1911 — совр.)

Первый период, скупо документированный, занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй; второй период, в свою очередь, иногда делят на Ранний (до конца Тан) и Поздний (до конца Цин). При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как части Китая.

Содержание

Доисторический период

Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) — группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ, которые традиционно объединяются общим названием Яншао. Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней. Позднее в этом районе распространилась культура Луншань: появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).

Государство Шан-Инь

Государство Шан-Инь(商殷)(династия Шан, кит. упр. 商 , пиньинь: shāng), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием бронзового века на территории Китая, существование которого подкреплено сообщениями археологических, нарративных и эпиграфических источников. Согласно современным представлениям, у него были предшественники в различных районах бассейна р. Янцзы Учэн и др. и в бассейне р. Хуанхэ Эрлитоу, Эрлиган. В результате войн с соседними народами к XI веку до н. э. влияние шанских правителей распространилось на территории современных провинций Хэнань и Шаньси, а также часть территорий провинций Шэньси и Хэбэй. Тогда существовал лунный календарь и использовалась письменность — прообраз современного иероглифического китайского письма. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения — у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения — чаще всего в жертву приносились пленные.

В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу — У-ваном.

Государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)

Обширная территория государства Чжоу (кит. упр. 周 , пиньинь: Zhōu), охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований — изначально, наследственных уделов на территориях, заселённых различными племенами и расположенных на удалении от столиц — Цзунчжоу (западной — около г. Сиань) и Чэнчжоу (восточной — Лои, Лоян). Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного правителя — обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более самостоятельными.

Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы. В государстве Чжоу значительная часть иньцев была расселена на новых землях на востоке, где была построена новая столица — Чэнчжоу (современная провинция Хэнань).

Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.

Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу — первоначальной столицы государства — в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.

Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:

  • Чуньцю («Период Весны и Осени» VIII—V вв. до н. э.);
  • Чжаньго («Период Сражающихся царств», V—III вв. до н. э.).

В период Восточного Чжоу власть центрального правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими своё происхождение от раннечжоуских уделов.

В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы Древнего Китая — конфуцианство (VI—V вв. до н. э.), моизм (V в. до н. э.), даосизм (IV в. до н. э.), легизм.

В V—III вв. до н. э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век. Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.

В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью.

Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу.

Империя Цинь

Объединив древнекитайские царства, император Цинь Шихуан (кит. упр. 秦始皇 , пиньинь: Qín Shǐ Huáng) конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу — Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.

При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.

Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.

Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

Империя Хань

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (кит. трад. 漢 , упр. 汉 , пиньинь: Hàn; 206 до н. э.—220 н. э.) основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.

Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.

Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти.

С правления Гао-цзу (206—195 до н. э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.

При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.

При нём территория ханьской империи значительно расширяется. Были уничтожены вьетское государство Намвьет (территория современной провинции Гуандун, Гуанси-Чжуанского автономного района и север Индокитайского полуострова), вьетские государства в южных частях современных провинций Чжэцзян и Фуцзянь, корейское государство Чосон, присоединены земли на юго-западе, сюнну оттеснены далее на севере.

Китайский путешественник Чжан Цянь проникает далеко на запад и описывает многие страны Средней Азии (Фергана, Бактрия, Парфия и др.). Вдоль пройденного им маршрута прокладывается торговый путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока — так называемый «Великий шёлковый путь». Империя на некоторое время подчиняет себе оазисы-протогосударства вдоль Шёлкового пути и распространяет своё влияние до Памира. В I в. н. э. в Китай из Индии начинает проникать буддизм.

В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман, провозглашающий себя императором и основателем государства Синь. Начинается ряд преобразований, который прерывается экологической катастрофой — река Хуанхэ изменила русло. Из-за трехлетнего голода центральная власть ослабла. В этих условиях начались восстание краснобровых и движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман был убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю.

Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до 220 г. н. э.

Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV—VI вв.)

Восточную Хань сменил период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за власть между военачальниками было основано новое государство Цзинь (кит. трад. 晉 , упр. 晋 , пиньинь: jìn; 265—420).

В начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников — сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. Весь Северный Китай был захвачен кочевниками, которые создали здесь свои царства, так называемые 16 варварских государств Китая. Значительная часть китайской знати бежала на юг и юго-восток, основанное там государство получило название Восточная Цзинь.

Кочевники приходят волнами, одна за другой, и после каждой из этих волн в Северном Китае возникают новые царства и правящие династии, которые, однако, принимают классические китайские названия (Чжао, Янь, Лян, Цинь, Вэй и др.).

В это время, с одной стороны, происходит варваризация образа жизни оседлых китайцев — разгул жестокости, произвола, массовых убийств, нестабильности, казней и бесконечных переворотов. А с другой стороны, пришельцы-кочевники активно стремятся использовать китайский опыт управления и китайскую культуру для стабилизации и упрочения своей власти — мощь китайской конфуцианской цивилизации в конечном счёте гасит волны нашествий варварских племён, которые подвергаются китаизации. К концу VI века потомки кочевников практически полностью ассимилируются с китайцами.

На севере Китая верх в столетней борьбе между некитайскими царствами берёт сяньбийское государство Тоба Вэй (Северная Вэй), объединившее под своей властью весь Северный Китай (бассейн Хуанхэ) и к концу V века в борьбе против южнокитайского государства Сун распространившее своё влияние до берегов Янцзы. При этом уже в VI веке, как было сказано, захватчики-сяньбийцы ассимилировались с подавляющим большинством местного населения.

С началом варварских вторжений на север Китая, сопровождавшихся массовым уничтожением и порабощением местного населения, до миллиона местных жителей — в первую очередь знатных, богатых и образованных, включая императорский двор, — перебрались на юг, в районы, сравнительно недавно присоединённые к империи. Пришельцы с севера, заселив речные долины, активно занялись выращиванием риса и постепенно превратили Южный Китай в основной земледельческий район империи. Уже в V веке здесь стали собирать по два урожая риса в год. Резко ускорилась китаизация и ассимиляция местного населения, колонизация новых земель, строительство новых городов и развитие старых. На юге сосредоточился центр китайской культуры.

Одновременно здесь укрепляет свои позиции буддизм — на севере и юге построено уже несколько десятков тысяч монастырей с более чем 2 млн монахов. В немалой степени распространению буддизма способствует ослабление официальной религии — конфуцианства — в связи с варварскими вторжениями и междоусобицами. Первыми китайскими буддистами, способствовавшими популяризации новой религии, были приверженцы даосизма — именно с их помощью переводились с санскрита на китайский древние буддийские тексты. Буддизм постепенно стал процветающей религией.

Государство Суй (581—618)

Процесс китаизации варваризованного севера и колонизованного юга создаёт предпосылки для нового объединения страны. В 581 севернокитайский полководец Чжоу Ян Цзянь объединяет под своей властью весь Северный Китай и провозглашает новую династию Суй (кит. упр. 隋 , пиньинь: Suí; 581—618), а после уничтожения южнокитайского государства Чэнь возглавляет объединённый Китай. В начале VII века его сын Ян Ди ведёт войны против корейского государства Когурё (611—614) и вьетнамского государства Вансуан, строит Великий канал между Хуанхэ и Янцзы для транспортировки риса с юга в столицу, создаёт роскошные дворцы в столице Лоян, восстанавливает и строит новые участки Великой китайской стены, пришедшей в упадок за тысячу лет.

Подданные не выдерживают тягот и лишений и восстают. Ян Ди убивают, а династию Суй сменяет династия Тан (618—907), основатель — шансийский феодал Ли Юань.

Государство Тан

Правители из династии Лю покончили с выступлениями знати и провели ряд успешных преобразований. Происходит разделение страны на 10 провинций, была восстановлена «надельная система», усовершенствовано административное законодательство, укреплена вертикаль власти, оживились торговля и городская жизнь. Значительно увеличились размеры многих городов и численность городского населения.

К концу VII века усилившееся военное могущество Танской империи (кит. упр. 唐 , пиньинь: Táng) приводит к расширению территории Китая за счёт Восточно-Тюркского и Западно-Тюркского каганатов. Государства, расположенные в Джунгарии и Восточном Туркестане, на некоторое время становятся данниками Китая. Корейское государство Когурё покорено и становится Аньдунским наместничеством Китая. Вновь открыт Великий шёлковый путь.

В VIII—X вв. в Китае получают распространение новые сельскохозяйственные культуры — в частности, чай, хлопок.

Развивается морская торговля, главным образом через Гуанчжоу (Кантон), с Индией и Ираном, Арабским Халифатом, корейским государством Силла и Японией.

В VIII веке империю Тан ослабляют конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Окончательно господство династии Лю подрывает война Хуан Чао за престол 874—901.

В течение долгого времени (907—960) в стране не удаётся восстановить единую государственную власть, что связано с междоусобными войнами, особенно на севере страны.

Государство Сун

В 960 военачальник Чжао Куан-инь основывает династию Сун (кит. упр. 宋 , пиньинь: Sòng; 960—1279). Все три столетия Сун прошли под знаком успешного давления на Китай со стороны северных степных народов.

Ещё в начале X века усилилось развитие и консолидация протомонгольской этнической общности киданей, соседствовавшей с Китаем на северо-востоке. Государство киданей, основанное в 916 и существовавшее по 1125, получило название Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах, кидани отторгли часть китайских территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля. Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Сунская империя была вынуждена пойти на подписание в 1004 мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории.

В то же время на северо-западных окраинах Сунской империи, к западу от киданей, на рубеже X—XI вв. складывается сильное государство тангутов — Западное Ся. Тангуты отторгли от Китая часть современной провинции Шэньси, целиком территорию современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района. С 1047 Сунской империи пришлось и тангутам платить дань серебром и шёлком.

Несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др. Изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка. Одной из наиболее впечатляющих и эффективных из данных инноваций было вполне сознательное, систематическое и хорошо организованное внедрение и распространение новых сортов скороспелого риса из Южного Вьетнама (Чампы).

В XII веке Китаю приходится отдать ещё большую территорию новым захватчикам — южноманьчжурским чжурчжэням, создавшим (на базе уничтоженной ими в 1125 империи киданей Ляо) государство (впоследствии — империю) Цзинь (1115—1234), границы которой проходили по р. Хуайхэ. При этом часть разбитых киданей ушла на запад, где в районе рек Талас и Чу сложилось небольшое государство кара-китаев — Западное Ляо (1124—1211).

В 1127 чжурчжэни захватывают столицу империи Сун — Кайфын и берут в плен императорскую семью. Один из сыновей императора бежит на юг, в Ханчжоу, который впоследствии становится столицей новой — южносунской империи (1127—1280). Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между Цзинь и южносунской империей устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы. Северный Китай вновь на длительное время оказывается под господством иноземных завоевателей.

В 1141 подписан мирный договор, согласно которому Сунская империя признаёт себя вассалом империи Цзинь и обязуется платить ей дань.

Монголы и государство Юань (1280—1368)

В начале XIII века в Китай вторгаются монголы. До XIII века монголы являлись частью большой степной общности, которую китайцы называли «татарами». Их предшественники — протомонгольские и раннемонгольские группы и народы, одним из которых были кидани, представляли собой степных кочевников, разводивших лошадей и рогатый скот, кочевавших от пастбища к пастбищу и организованных в небольшие родоплеменные коллективы, связанные общностью происхождения, языка, культуры и т. п.

Соседство развитой китайской цивилизации способствовало ускорению процесса создания племён, а затем и мощных племенных союзов во главе с влиятельными вождями. В 1206 на всемонгольском курултае вождём всех монголов был провозглашён победивший в жестокой междоусобной борьбе Темучин, принявший имя и титул Чингисхана.

Чингисхан создал организованную и боеспособную армию, которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса.

Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в 1210 пошёл войной на чжурчжэней и в 1215 взял Пекин.

В 1219—1221 была разорена Средняя Азия и завоёвано государство Хорезмшахов. В 1223 — разбиты русские князья, в 1226—1227 — уничтожено государство тангутов. В 1231 основные силы монголов вернулись в Северный Китай и к 1234 завершили разгром чжурчжэньского государства Цзинь.

Завоевания в Южном Китае были продолжены уже в 1250-х, после похода в Европу. Вначале монголы захватили страны, окружавшие Южно-Сунскую империю — государство Дали (1252—1253), Тибет (1253). В 1258 монгольские войска под предводительством хана Хубилая с разных сторон вторглись в Южный Китай, но осуществлению их планов помешала неожиданная смерть Великого хана Мункэ (1259). Хан Хубилай, захватив ханский престол, в 1260 перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в 1264 в Чжунду — современный Пекин). Столицу южносунского государства Ханчжоу монголам удалось взять лишь в 1276. К 1280 весь Китай был завоёван, а Сунская империя — уничтожена.

После покорения Китая хан Хубилай провозглашает девиз правления Юань (кит. упр. 元朝 , пиньинь: Yuáncháo, 1271—1368), на службу новой власти привлекаются кидани, чжурчжэни, тюрки и даже европейцы — в частности, в это время Китай посещает венецианский купец Марко Поло.

Удел Хубилая и его потомков, великих ханов Монголии — Великое Юаньское государство (монг.: Их Юан улс), стал частью Великой Монгольской империи (монг.: Их Монгол улс). Китай в этот период не был суверенным государством и представлял собой неотъемлемую часть империи монголов.

Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в 1334 к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства.

Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос» (Байляньцзяо).

Государство Мин (1368—1644)

В результате длительной борьбы в середине XIV века монголы были изгнаны. К власти пришёл один из руководителей восстания — сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин (кит. упр. 明 , пиньинь: Míng; 1368—1644). Китай вновь стал независимым государством.

Монголы, оттеснённые на север, приступают к активному освоению степей современной Монголии. Империя Мин подчиняет себе часть чжурчжэньских племён, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань.

Китайский флот под командой Чжэн Хэ, состоящий из нескольких десятков крупных океанских джонок, за период с 1405 по 1433 совершает несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки. Не принеся Китаю никакой экономической выгоды, экспедиции были прекращены, а корабли — разобраны.

В XVI веке происходит первая попытка усилившейся Японии вторгнуться в Китай и Корею. В это же время в Китай проникают европейцы — португальцы, испанцы, голландцы. В 1557 Португалия овладела на правах «аренды» китайской территорией Аомынь (Макао). В Китае появляются и христианские миссионеры — иезуиты. Они привезли в Китай новые инструменты и механизмы — часы, астрономические приборы, наладили здесь производство огнестрельного оружия. В то же время они занимаются доскональным изучением Китая.

Государство Цин

К концу XVI века северные соседи империи Мин — потомки чжурчжэньских племён, разбитых в своё время Чингисханом, — объединяются вокруг владения Маньчжоу под предводительством вождя Нурхаци (1559—1626). В 1609 Нурхаци прекращает платить дань Китаю, а затем провозглашает собственную династию Цзинь. С 1618 маньчжуры усиливают вооружённое давление на Китай. За восемь лет они выходят практически к Великой китайской стене (на крайнем востоке).

Преемник Нурхаци Абахай провозглашает себя императором и меняет название династии на Цин (кит. упр. 清 , пиньинь: Qīng). В начале XVII века маньчжуры завоевали Южную (Внутреннюю) Монголию. На всей территории Южной Маньчжурии и захваченных ханств Южной Монголии устанавливается централизованная администрация.

Маньчжурская конница, поддержанная внутренними монголами, начинает совершать регулярные набеги на Китай, грабя и обращая в рабство сотни тысяч китайцев. Императору Мин приходится направить на северные рубежи свою лучшую армию под командованием У Саньгуя. Тем временем в Китае разгорается очередное крестьянское восстание. В 1644 крестьянские отряды под предводительством Ли Цзычэна, разгромив все остальные армии, занимают Пекин, а сам Ли Цзычэн провозглашает себя императором. У Саньгуй пропускает маньчжурскую конницу на Пекин. Маньчжуры разбивают Ли Цзычэна в Шанхайгуаньской битве. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу. Ли Цзычэн вскоре гибнет, а маньчжуры объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. У Саньгуй вместе со всей армией переходит на службу к завоевателям.

Борьба против маньчжурских захватчиков продолжается ещё долго, но ослабленный Китай не в силах противостоять хорошо вооружённому и организованному войску. Последний оплот сопротивления — Тайвань захвачен маньчжурами в 1683. Китай таким образом утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства — маньчжурской империи Цин.

Маньчжурская династия в империи Цин правила с 1645 по 1911 год. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро китаизировались, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.

Начиная с Канси (годы правления 1663—1723), маньчжурские императоры были буддистами, а в в этике — конфуцианцами, управляя страной по древним законам. Китай под властью династии Цин в XVII—XVIII вв. развивался достаточно интенсивно. К началу XIX века в империи Цин насчитывалось уже около 300 млн человек — примерно в пять раз больше, чем на той же территории в среднем на протяжении предыдущих двух тысяч лет. Демографическое давление привело к необходимости интенсификации сельского хозяйственного производства при активном участии государства. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, но при этом заботились о процветании экономики страны и благосостоянии народа.

Внешняя экспансия Цин

Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Европейская колонизация почти не затронула империю. Католические миссионеры играли заметную роль при императорском дворе до конца XVII века, после чего христианские церкви были постепенно закрыты, а миссионеры — высланы из страны. В середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами, за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Опорным пунктом иностранной торговли оставался остров Макао, находившийся под контролем португальцев.

В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.

Вассалом империи Цин была Корея. В конце XVII века сюзеренитет маньчжурских императоров признали князья Внешней Монголии. В 1757 было уничтожено Джунгарское ханство, и территория его вместе с покорённым к 1760 Восточным Туркестаном была включена в состав Цинской империи под названием Синьцзян («Новая граница»). После ряда походов маньчжуро-китайской армии против Тибета это государство в конце XVIII века попало в зависимость от Цинской империи. Войны Цинской империи против Бирмы (1765—1769) и Вьетнама (1788—1789) оказались неудачными и закончились поражением цинских войск.

Одновременно осуществлялась экспансия на север и северо-восток, что неминуемо привело к конфликту с Россией в Приамурье. В течение двух веков территория империи Цин увеличилась более чем вдвое. Важно отметить при этом, что Цинская империя — не Китай: последний был лишь одной из её частей.

В империи Цин любые официальные представители иностранных государств рассматривались исключительно как представители вассальных государств — реальных или потенциальных.

Империя Цин и Россия

Первые шаги по установлению русско-китайских отношений были предприняты Россией в конце существования империи Мин (миссия И. Петлина в 1618—1619), но основные миссии (Фёдора Байкова в 1654—1657, Николая Спафария в 1675—1678 и др.) последовали уже в цинский период. Параллельно с миссиями шло продвижение на восток русских казаков — походы первопроходцев Василия Пояркова (1643—1646) и Ерофея Хабарова (1649—1653) положили начало освоению русскими людьми Приамурья и привели к присоединению его к России, в то время как маньчжуры считали эти районы своей вотчиной.

В середине XVII века на обоих берегах Амура уже существовали русские крепости-остроги (Албазинский, Кумарский и др.), крестьянские слободы и пашни. В 1656 было образовано Даурское (позднее — Албазинское) воеводство, в которое входила долина Верхнего и Среднего Амура по обоим берегам.

Хотя граница империи Цин тогда проходила чуть севернее Ляодунского полуострова («Ивовый палисад»), в 1650-е годы и позднее Цинская империя попыталась военной силой захватить русские владения в бассейне Амура и предотвратить принятие местными племенами российского подданства. Маньчжурское войско на какое-то время вытеснило казаков из крепости Албазин. Вслед за миссиями Фёдора Байкова и Николая Спафария Россия направила в 1686 к пограничным властям на Амуре полномочное посольство Фёдора Головина для мирного урегулирования конфликта.

Переговоры велись в окружении многотысячной маньчжурской армии. С маньчжурской стороны в переговорах участвовали миссионеры-иезуиты, противившиеся соглашению Китая с Россией, что ещё более осложняло обстановку. Империя Цин отказалась определить русско-маньчжурскую границу по Амуру, потребовав себе всё Албазинское воеводство, всё Забайкалье, а впоследствии — вообще все земли к востоку от Лены.

Угрожая захватить Нерчинск штурмом, цинские представители вынудили Головина согласиться на уход русских с Верхнего и Среднего Амура. По Нерчинскому договору Россия была вынуждена уступить Цинской империи свои владения по правому берегу р. Аргунь и на части левого и правого берегов Амура. Казаки были обязаны разрушить и оставить Албазин. Вследствие разночтений в текстах договора, составленных каждой из сторон, однако, большая территория оказалась неразграниченной и фактически превратилась в буферную зону между двумя государствами. Разграничение между Россией и Маньчжурией в пределах этой зоны завершилось в XIX веке. Окончательно граница России с Цинский империей на Дальнем Востоке была определена Айгуньским (1858) и Пекинским (1860) договорами; она прошла по рекам Амур и Уссури через озеро Ханка и горные хребты до р. Туманьцзян; русско-цинское территориальное разграничение в Центральной Азии было завершено к середине 1890-х.

Опиумные войны

К концу XVIII века торговля империи Цин с внешним миром вновь начала расширяться. Китайский шёлк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда британцы начали ввозить в Китай опиум — в основном контрабандой из Индии — и вскоре приобщили к курению опиума местное население, особенно в приморских районах. Ввоз опиума постоянно возрастал и стал подлинным бедствием для страны, что привело к серии Опиумных войн в середине XIX века. Поражение в этих войнах привело к постепенному превращению Китая в фактическую полуколонию европейских держав. Результатом первой опиумной войны стала победа Великобритании, закреплённая Нанкинским договором от 29 августа 1842 г., выплата империей Цин контрибуции в размере 15 000 000 серебряных лян (21 000 000 долларов), передача Великобритании острова Гонконг и открытие китайских портов для британской торговли, в том числе опиумом. Это был первый из так называемых неравных договоров.

Война с Францией

После двух франко-вьетнамских войн (1858—1862 и 1883—1884 гг.) Франция владела Южным и Центральным Вьетнамом. Северный Вьетнам номинально находился в вассальной зависимости от Цинской династии. Во время франко-вьетнамской войны 1883—1884 гг. Франция захватила ряд пунктов, принадлежащих Цинской империи. 11 мая и 9 июня 1884 г. между Францией и империей Цин была подписана конвенция, обязавшая её вывести из Вьетнама войска, введённые туда в 1882—1883 гг. Также Китай обещал признавать любые договоры, которые будут заключены между Францией и Вьетнамом. 6 июня 1884 Франция принудила Вьетнам заключить мирный договор, по которому она устанавливала протекторат над всем Вьетнамом. Но цинское правительство отказалось признать вьетнамо-французский мирный договор. В июне 1884 г. цинские войска уничтожили французские отряды, которые прибыли во Вьетнам для того, чтобы его занять согласно договору. Французское правительство это использовало как предлог к войне. Началась франко-китайская война. Несмотря на успехи цинских войск император предложил Франции сесть за стол переговоров. Тяньцзиньский франко-китайский договор был подписан 9 июня 1885 года. По этому договору империя Цин признавала Францию владычицей Вьетнама, выплачивала контрибуцию и предоставляла Франции ряд торговых привилегий в пограничных с Вьетнамом провинциях Яньнань и Гуанси.

Японо-цинская война 1894—1895 годов

В 1874 году Япония захватила Формозу, однако вынуждена была покинуть её по требованию Англии. Тогда Япония обратила свои усилия на Корею, находившуюся в вассальной зависимости от империи Цин, и Манчжурию. В июне 1894 по просьбе корейского правительства империя Цин направила войска в Корею для подавления крестьянского восстания. Воспользовавшись этим предлогом, Япония также направила сюда свои войска, после чего потребовала от корейского короля проведения «реформ», означавших фактически установление в Корее японского контроля.

В ночь на 23 июля при поддержке японских войск в Сеуле был организован правительственный переворот. Новое правительство 27 июля обратилось к Японии с «просьбой» об изгнании китайских войск из Кореи. Однако ещё 25 июля японский флот уже без объявления войны начал военные действия против Китая; официальное объявление войны последовало только 1 августа 1894. Началась Японо-китайская война

В ходе войны превосходство японской армии и флота привело к крупным поражениям Китая на суше и на море (под Асаном, июль 1894; под Пхеньяном, сентябрь 1894; при Цзюляне, октябрь 1894).

С 24 октября 1894 военные действия перешли на территорию Северо-Восточного Китая. К марту 1895 японские войска захватили Ляодунский полуостров, Вэйхайвэй, Инкоу, под угрозой находился Мукден.

17 апреля 1895 в Симоносеки представители Японии и Цинской империи подписали унизительный для последней Симоносекский договор.

Тройственная интервенция

Условия, навязанные Японией империи Цин, привели к так называемой «тройственной интервенции» России, Германии и Франции — держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем и поэтому восприняли подписанный договор как наносящий ущерб их интересам. 23 апреля 1895 Россия, Германия и Франция одновременно, но по отдельности обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова, которая могла бы привести к установлению японского контроля над Порт-Артуром, в то время как Николай II, поддерживаемый западными союзниками, имел собственные виды на Порт-Артур как незамерзающий порт для России. Германская нота была наиболее жесткой, даже оскорбительной для Японии.

Японии пришлось уступить. 10 мая 1895 года японское правительство заявило о возвращении Китаю Ляодунского полуострова, правда, добившись увеличения суммы китайской контрибуции на 30 миллионов таэлей.

Успехи русской политики в Цинской империи

В 1895 году Россия предоставила Пекину заём в 150 миллионов рублей под 4 % годовых. Договор содержал обязательство Китая не соглашаться на иностранный контроль над своими финансами, если в нём не будет участвовать Россия. В конце 1895 года по инициативе Витте был основан Русско-Китайский банк. 3 июня 1896 года в Москве был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги. Общество КВЖД получало полосу земли вдоль дороги, которая переходила под его юрисдикцию. В марте 1898 года был подписан русско-китайский договор об аренде Россией Порт-Артура и Ляодунского полуострова.

Захват Цзяочжоу Германией

В августе 1897 года Вильгельм II посетил Николая II в Петергофе и добился согласия на устройство немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу (в тогдашнем варианте транскрипции — «Киао-Чао»), на южном побережье Шаньдуна. В начале ноября в Шаньдуне китайцами были убиты германские миссионеры. 14 ноября 1897 года немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу и захватили его. 6 марта 1898 года было подписано германо-китайское соглашение, по которому Китай арендовал Германии Цзяочжоу сроком на 99 лет. Одновременно китайское правительство предоставило Германии концессию на постройку двух железных дорог в Шаньдуне и ряд горных концессий в этой провинции.

Сто дней реформ

Непродолжительный период реформ начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзайтянем (название годов правления — Гуансюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики». Цзайтянь привлек группу молодых реформаторов — учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т. д. Период радикальных реформ окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая Императрица Цыси произвела дворцовый переворот и отменила реформы.